Пятница, 22.09.2017, 18:09





Услуги
Мы в Facebook
IQA B Facebook
Официальный паблик
НЕФОРМАТ
АстроКлуб
Don't understand?
Категории
Калантарова Елена [14]
Статьи Елены Ювенальевны Калантаровой
Сторонние ресурсы [29]
Статьи со сторонних ресурсов
Поиск



Астрология (Вики)
Астроло́гия (от др.-греч. ἄστρον «звезда» и λόγος «мысль, причина») — группа предсказательных практик, традиций и верований, постулирующих воздействие небесных тел на земной мир и человека (на его темперамент, характер, поступки и будущее) и, соответственно, возможность предсказания будущего по движению и расположению небесных тел на небесной сфере и относительно друг друга.

Европейская и индийская астрология ведут свое происхождение от шумеро-вавилонских астральных мифов, в которых небесные тела (Солнце, Луна, планеты) и созвездия были ассоциированы с богами и мифологическими персонажами, влияние богов на земную жизнь в рамках этой мифологии трансформировалось во влияние на жизнь небесных тел — символов божеств. Вавилонская астрология была заимствована греками и, затем, в ходе контактов с эллинистическим миром, проникла в Индию.

В настоящее время наука квалифицирует астрологию как псевдонауку и предрассудок, Национальный научный фонд США использует астрологию в качестве «эталонной» лженауки в оценочной системе «Science and Engineering Indicators».

Энциклопедия Британника относит астрологию к магическим гадательным практикам, основанным на концепциях, несовместимых с научными данными.

Некоторые cовременные астрологи называют астрологию метафорическим «символическим языком», в котором одно и то же высказывание допускает множество различных интерпретаций.

Гороскоп — схематическая карта неба, видимого в определённый момент времени в некоторой географической точке земного шара. Используется для предсказания событий, связанных с этой точкой пространства и моментом времени; является основой многих традиций астрологии.

В гороскопе учитывается взаимное расположения небесных тел (см. аспект), и их положение относительно 12 знаков зодиака и 12 домов гороскопа. В западной астрологии новейшего времени для построения гороскопа, в зависимости от конкретной школы, к которой относит себя тот или иной астролог, кроме планет септенера (Солнца, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна), известных в древности, учитывается положение Урана, Нептуна, Плутона, некоторых крупных астероидов и фиктивных точек.
История астрологии
Гороскоп, построенный по западному образцу
Гороскоп, построенный по индийскому образцу (северный стиль)
«Печень из Пьяченцы» — этрусская бронзовая модель печени для гаруспиций, представляющая собой модель неба с нанесёнными на неё «домами», в которые вписаны имена божеств.

Вопрос о времени и месте возникновения астрологии сложен, поскольку достоверных сведений о ранних этапах становления астрологических учений недостаточно.

Некоторые исследователи относят возникновение астрологии к периоду мустьерской эпохи (около 40-100 тыс. лет назад), когда происходили фиксации простейших наблюдений за движением Солнца, а также развивались первоначальные навыки счета и геометрия в разных районах Евразии.

Точно можно сказать лишь, что не позднее последних веков III тыс. до н. э. в Месопотамии уже была известна астрология предзнаменований: в это время велись систематические астрономические наблюдения, а отдельным явлениям, таким как появление комет, солнечные и лунные затмения и т. п., придавалось астрологическое, предсказательное значение. Об этом свидетельствует найденный в 1847 г. в Ниневийской дворцовой библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала клинописный текст «Энума Ану Энлиль». Однако почти до начала новой эры астрология оставалась мунданной и занималась предсказанием событий лишь государственного масштаба; идея индивидуального гороскопа не была знакома вавилоно-ассирийским астрологам.

Появление первых индивидуальных гороскопов датируют приблизительно V—IV вв. до н. э. Именно к этому периоду относятся наиболее древние из дошедших до наших дней личные гороскопы. Вероятно, появление концепции индивидуального гороскопа было обусловлено слиянием введённого к IV в. до н. э. в употребление 12-и знакового зодиака и развивающейся традиции гемерологий, напоминающих календари-месяцесловы списков благоприятных и неблагоприятных дней. Примером такого календаря может служить папирус из Древнего Египта, относящийся к периоду XIX-ой или XX-ой династии (около 1200 г. до н. э.).

Окончательно традиция гороскопической астрологии сложилась под влиянием греческой культуры около первого столетия н. э. В работе Птолемея «Тетрабиблос», относящейся к тому времени, излагаются принципы классической астрологии, которые сохранились практически неизменными вплоть до новейшего времени.

После укрепления связей между Индией и Греко-Римским миром в III—V вв. н. э. греческие тексты, содержащие сведения о гороскопической астрологии попали на Восток и были переведены на Санскрит, положив начало индийской астрологической традиции. Хотя элементы догреческой астрологии попали в Индию гораздо раньше. Не позднее середины I тыс. до н. э., после захвата Ахеменидами северной Индии на Восток проникли знания вавилонской астрономии и астрологии в той разновидности, которая содержится в текстах «Мул Апин» (MUL.APIN).

Постепенно пути греческой и индийской астрологии расходятся. Индийские астрологи разработали концепции, незнакомые эллинам, такие как, например, концепция лунных домов (накшатр) и астрологии вопросов (хорарная астрология). На Западе продолжал совершенствоваться математический аппарат астрологии: вычисления становились строже, вершины домов гороскопа были привязаны к астрономическим параметрам небесной сферы, была выдержана строгость определения аспектов между планетами (в Индии эта концепция существует в упрощённой форме).

Таким образом, к новейшему времени сложились две родственные, но различающиеся деталями, традиции гороскопической астрологии:

    Западная система астрологии;
    Система индийской (ведической) астрологии.

Впоследствии к корпусу астрологии из-за внешнего сходства были отнесены некоторые календарные системы, но строго говоря, не являющиеся традициями гороскопической астрологии. К подобным календарным системам относятся:

    Китайский календарь (китайская астрология);
    Календарь майя (астрология майя);
    Календарь ацтеков (астрология ацтеков);
    Астрология друидов.

 Астрология и искусство

Астрология оставила существенный след не только в истории астрономии, естественных науках, религии и магии, но так же в культуре.
Структура произведения искусства и астрологические воззрения
Гармония мира. Иллюстрация в «Новом и полном пояснении оккультных наук» Эбенизера Сибли, 1806 г.

Разрабатывая теорию музыки, учёные-пифагорейцы стремились выразить через игру на лире гармонию сфер (музыку сфер) — музыкальное звучание планет, солнца, луны и их сфер, составляющее музыкально-математическую архитектонику космоса, врачующее душу и порождающее состояние катарсиса. Через музыку пифагорейцы стремились постичь соразмерность гармонии души и космоса. Образ гармонии сфер оказал влияние на творчество неопифагорейцев и неоплатоников и доминировал в течение длительного времени не только в астрономии (Кеплер), но так же в эстетике и искусстве Европы средневековья и Нового времени (Гёте, немецкие романтики, Шекспир и др.).
Знаки зодиака (Козерог, Водолей, Рыбы) на фасаде кафедрального собора в Амьене.

По мнению астрологов, некоторые Архитектурные сооружения древности были возведены в соответствии с астрологическими представлениями. Например, зиккураты Двуречья состояли из трёх (по числу трёх миров) или семи (по числу планет) этажей, каждый из которых имел четырёхугольную форму, символизировавшую четыре стороны света и четыре времени года.

Примером литературного произведения, построенного по астрологическому канону, может служить 12-строфное стихотворение «Двенадцать звучаний» («Zwölf Stimmungen») Рудольфа Штейнера. Строфы в этом произведения соотносятся с зодиакальными знаками, каждая строфа содержит по 7 строк, посвящённых 7 видимым планетам: 1-я строка — Солнцу, 2-я и 3-я посвящены внутренним планетам, Венере и Меркурию, средняя строка связана с Марсом, за ней следуют строки Юпитера и Сатурна. Последняя строка посвящена Луне, отражающей солнечный свет, выраженный первой строкой.
Астрологические мотивы в искусстве

Как в литературе, так и в живописи, книжной миниатюре, музыке и скульптуре неоднократно создавались циклы, связанные со знаками Зодиака и астрологическим значением планет.

Творения Данте, Гриммельсгаузена, Шекспира, Кальдерона, Стендаля, Скотта и других писателей в художественной форме зачастую отображают астрологические концепции, господствовавшие в эпоху их написания.

Мало известным остаётся особый литературный стихотворный жанр, генетлиаконик, существовавший в европейской литературе. Эти стихотворения посвящались астрологическому восхвалению новорожденных и их родителей, основываясь на гороскопе новорожденного. Характерным примером генетлиаконика является сохранившееся стихотворение Симеона Полоцкого, посвящённое рождению будущего российского царя Петра I.
Астрологические произведения как произведения искусства

Многие астрологические трактаты Древней Греции, Рима, эллинистического Египта и Индии создавались в стихотворной форме и в виде художественных произведений. Например наиболее древний астрологический трактат греко-римской астрологии, дошедший до наших дней, — «Астрономикон» Маркуса Манилиуса — написан в форме поэмы.
Астрология и религии
Астрология и христианство

Ветхозаветный пророк Исайя подвергал астрологов особому осмеянию. Они говорили царю, что Израильское царство не падет, в то время как Исайя утверждал обратное. В этом классическом противоречии между гороскопами и божественным откровением пророк заявляет:

    И придет на тебя бедствие; ты не узнаешь, откуда оно поднимется, и нападет на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не Думаешь. Оставайся же с твоими волшебствами и с множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе; может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени; не осталось угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть перед ним (Ис.47:11-14).

В Дидахе, церковном руководстве конца I — начала II в. давалось предупреждение:

    Дитя мое, не имей дела с предзнаменованиями, так как они ведут к идолопоклонству; ни с чародеем, ни с астрологом, ни с магом, и не испытывай желания видеть их, так как все они порождают идолопоклонство.

На Лаодикийском соборе (IV в.) в правиле 36 астрология была запрещена, а астрологи отлучены от церкви:

    Не подобает освящённым или причётникам быть волшебниками или обаятелями, или числогадателями, или астрологами.

В католицизме астрология осуждается, наряду с магией, как одна из форм гадания, противоречащая вере.

В определении Архиерейского Собора Русской православной церкви 1994 г. «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» астрология перечислена в ряду лжеучений наряду с язычеством, теософией и спиритизмом.

По мнению многих астрологов, Книга Бытия содержит указание на то, что небесные тела создавались в том числе для опознания по их положению неких «знамений», под чем можно подразумевать астрологию:

    И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. (Быт.1:14-17)

Однако в христианстве под знамениями понимаются не астрономические явления, а некие чудесные явления и знаки. Поскольку чудо по своему смыслу противоречит закономерности, систематически использовать знамения невозможно, а значит невозможно их и понимать как основу для каких-либо астрологических прогнозов. Что же касается намеренного поиска знамений, то таковое в христианстве крайне порицается: «род лукав и прелюбодейный знамения ищет» (Мф. 16, 4; 12, 38—42). По словам свт. Игнатия (Брянчанинова) «Прошение „знамения с небесе" было не столько прошением чуда, сколько насмешкою над чудесами Богочеловека и выражением невежественного, превратного понятия о чудесах».
Астрология и иудаизм

Знаменитый апологет иудейства Филон Александрийский трактуя слова книги Бытия про знамения грядущего под συμβία μελλόντων подразумевал указания на погоду, а не астрологические предзнаменования, к которым относится критически.

Согласно каббале нет никакой связи между каббалой и астрологией. Ущерб от гаданий и астрологических предсказаний двойной — неправильные прогнозы и отвлечение от исправления. Следовательно, и реакция свыше, коррекция — двойные страдания
Астрология и индуизм
Основные статьи: Джьотиша, Тибетская астрология

В индуизме и в тибетском буддизме астрология — это часть религии, философии (Учения) и медицины. В аюрведе и тибетской медицине астрология используется на равных с другими методами диагностики больного. В каждом индуистском храме присутствует вспомогательный алтарь девяти планет (Наваграха), так как они рассматриваются как основные слуги верховной личности Бога (только в индуизме), непосредственно исполняющие Его волю. Этот алтарь располагается обычно ближе всего к входу, и перед посещением основного алтаря индуист, посещающий храм, обходит этот алтарь вокруг несколько раз, держа в руках светильник с огнем, что символизирует очищение от кармы в ходе различных кругов перевоплощений. Часто вокруг этого алтаря можно видеть орнамент со знаками зодиака, что намекает на путешествия души по зодиакальному кругу (сансаре). Буддизм и индуизм опираются на концепцию кармы — закона, который можно кратко определить двумя максимами: 1) невозможно избежать плодов содеянного, 2) невозможно встретиться с плодами несодеянного. При этом считается, что предопределенность судьбы человека вполне поддается коррекции, чему и служит астрология, так как гороскоп якобы отражает именно некоторую сумму прошлой кармы, с которой человек пришёл в этот мир.
Астрология и наука

С точки зрения современной науки астрология является типичным лженаучным учением и разновидностью гадательной магии. При этом наука признаёт, что на определённом этапе своего развития астрология объективно стимулировала развитие наблюдательной астрономии, математики, метеорологии и других областей знания.
Отношение современной науки к астрологии
Критика

По мере развития науки в научной среде распространилось мнение о ложности астрологии.

Поскольку за астрологией исторически закрепилось название, включающее в свой состав корень греческого слова «логос», и применяемый для образования названий различных наук, современная академическая наука постоянно разъясняет, что с позиции современного научного знания астрология носит название науки только в дань традиции. Утверждение о том, что астрология — не наука (а псевдонаука), учёные основывают на том, что методология астрологии несовместима с современной научной методологией, и поэтому астрологию относят к суевериям, лженаучным учениям и к разновидности гадательной магии. Лишь небольшую часть традиционно астрологических знаний учёные[кто?] склонны признать научными: астрономические знания о движении планет и развёрнутую классификацию характера и поведения людей, связанную с описанием психологических состояний.[источник не указан 18 дней] Так, нередко астрологи пользуются профессиональной терминологией, развитой в психологии.

В 1975 году 186 ведущих мировых учёных, в том числе 18 нобелевских лауреатов, выступили с заявлением «Возражения против астрологии», в котором выражали беспокойство по поводу того, что средства массовой информации охотно предоставляют свои страницы астрологии и прочим подобным псевдонаукам. Национальный научный фонд (США) относит веру в астрологию к одному из наиболее распространённых среди американцев псевдонаучных заблуждений. В России публичной критикой астрологии как лженауки занимается Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме Российской академии наук.
Поддержка

Ряд сторонников и создателей псевдонаучных теорий высказались в поддержку астрологии и полагают, что она имеет примеры успешного применения в мировой практике.

В 2000 году Комиссия по Университетским грантам и Министерство развития человеческих ресурсов Индии решили ввести курс «Ведической Астрологии» (jyotir vijñāna IAST) в индийских университетах, разослав письма с предложением грантов в размере 1,5 млн рупий в случае открытия отделений с преподаванием «ведической астрологии». На предложение откликнулись 35 университетов. Это вызвало резкую реакцию научного сообщества Индии, выразившего протест против попыток придания научного статуса псевдонауке. В настоящее время в ряде университетов Индии существуют отделения и присваиваются учёные степени по джьотише (астрологии индуизма).



Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Астрология
Категория: Сторонние ресурсы | Добавил: Priest (18.10.2012)
Просмотров: 853 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]