Калантарова Елена
[14]
Статьи Елены Ювенальевны Калантаровой
|
Сторонние ресурсы
[29]
Статьи со сторонних ресурсов
|
Рудольф Штайнер (1861 - 1925) считает, что "действительная астрология - это совершенно интуитивная наука и требует от того, кто хочет ею заниматься, развития высших сверхчувственных познавательных сил, которые сегодня могут быть только у очень небольшого числа людей. И если хотят изложить ее основной характер, то для этого необходимо вникнуть в высшие космологические проблемы в смысле духовной науки" [38]. "Современная астрология предполагает осознание того факта, что космос вокруг родившегося индивида представляет в символическом виде информацию, в которой он нуждается для самоориентации, адекватной соответствующей его индивидуальной правде по отношению к любому опыту своей жизни. Карта рождения как целое представляет собой "дхарму" индивидуума" [39]. "Основная задача человека - сознательно стать целым на всех уровнях своего существования, а он сможет стать целым, если будет соотносить каждый свой опыт с общим центром. Человек должен осознать место, которое занимает каждый отдельный опыт в его целой личности. В этом процессе обретения целостности выделяются два фактора: сознание и власть. Без сознания власть принимает бесчеловечные формы, баз власти сознание есть фикция, не имеющая субстанциального существования. В астрологии сознание оперирует на горизонтальной оси, власть и способность к интегральному существованию относятся к вертикальной оси. В любом целом сознание оперирует двойственным образом: осознание самого себя и осознание своей соотнесенности с другими. Самость и соотнесенность - два фундаментальных понятия экзистенциальной реальности, но существует несколько уровней самости и взаимоотношения также работают на разных уровнях, экстериоризируя различные качества существа" [40]. 2. Что известно из истории астрологии (астрология как социокультурное явление)В этой работе я не ставлю целью охватить все, что известно из истории астрологии, да это и невозможно уместить в столь маленький объем. Здесь мне хотелось бы привести в качестве наброска лишь несколько точек зрения. Ван-дер-Варден [41] (род. 1903 - …) выделяет три совершенно четких этапа в развитии астрологии (три типа астрологии, последовательно сменявших друг друга) и соотносит их с современными им религиозными течениями. Он утверждает, что существует тесная связь: 1) между Астрологией Предзнаменований и Старовавилонским политеизмом; 2) между Примитивной Зодиакальной Астрологией и Зерванизмом - фаталистическим поклонением Бесконечному Времени; 3) между Гороскопной Астрологией и Зороастризмом, религией Заратуштры, - учением о небесном происхождении души [42]. 1. Астрология предзнаменований (серия "Энума Ану Энлиль" и рапорты царских ассирийских астрологов) не касается гороскопов, связанных с рождением, в ней не используются знаки зодиака. 2. Примитивная зодиакальная астрология (тексты, приписываемые "Орфею" и "Зороастру") использовалась уже в Халдейский период. Использует 12 знаков зодиака, но не занимается гороскопами. Для ее функционирования необходимы систематические наблюдения, но математическая теория планетных движений не нужна. 3. Гороскопная астрология восходит к Персидскому периоду. В ней используются знаки зодиака и гороскопы для дней рождения. Для вычисления гороскопов необходимы методы математической астрономии. В своей книге Ван-дер-Варден доказывает, что во-первых, существует тесная связь между митраизмом, зерванизмом и орфизмом (три этих религиозных течения существовали в одно время в VI в. до н. э.), во-вторых, каждое из трех направлений связано с астрологией [43]. Древняя астрология предзнаменований отличается от более поздней гороскопной астрологии двумя аспектами: во-первых, знаки зодиака, которые играют принципиальную роль в гороскопной астрологии, не встречаются вообще в ранней астрологии; во-вторых, древняя астрология имеет дело с событиями, представляющими общий интерес (например, предсказывает хороший или плохой урожай, войну или мир) [44]. На стадии примитивной зодиакальной астрологии появляются знаки зодиака, но гороскопы еще не составляются. Ван-дер-Варден, рисуя картину становления астрономии, отмечает существование астрологии в таких древних культурах (цивилизациях), как Древний Египет, Вавилон, Ассирия, Индия, Древняя Месопотамия и Древняя Греция. Старовавилонская астрономия не интересовалась или, по крайней мере, не ставила на первое место судьбу личности. Ее главный интерес сосредоточивался на благополучии страны. Предсказания касались погоды и урожая, войны и мира и, конечно, судьбы царей [45]. Вавилоняне всегда отождествляли планеты с богами. Это свидетельствует о том, что вавилонская астрология была сильно связана с астральной религией [46]. Существовала обширная серия клинописных текстов, представлявших как бы компендиум астрологии второго тысячелетия до н. э., под названием "Энума Ану Энлиль". Эта серия состояла из 70 или большего числа табличек, в совокупности включавших около 7000 предзнаменований [47]. Что касается ассирийских сведений об астрологии, то здесь можно упомянуть, например, о дошедших до нас астрологических рапортах Надину и других ассирийских придворных астрологов. Некоторые из этих сообщений попали в руки Птолемея [48]. Среди египетских источников имеется астрологический папирус из Венской национальной библиотеки, опубликованный Р. Паркером в 1959 г. Согласно Паркеру, текст, вероятно, был написан в правление Дария (521-486 гг. до н. э.). В тексте обсуждается значение солнечных и лунных затмений [49]. Халдеи. Следует указать на различие между так называемыми "халдеями", которые были философами и астрономами (некоторые также астрологами), и племенем халдеев, которое жило на юге Вавилонии около Персидского залива. Во времена Навуходоносора халдеями как раз называли людей, живущих в этой южной области. Позднее именем «халдеи» стали обозначать класс жрецов, живущих в Вавилоне, которые занимались астрономией и астрологией.Халдеи проявляли активность в астрологии уже при Персидских царях (539 - 331 гг. до н. э.) [50]. Диодор сообщает нам, что халдеи делали предсказания для нескольких царей, включая Александра, Антигона и Селевка Победителя.[51] Плутарх сообщает в сочинении "Об Исиде и Осирисе": "халдеи заявляют, что из планет, которые они именуют "богами-хранителями", две благоприятные, две неблагоприятные, а три другие средние и имеют отношение к обоим свойствам" [52]. Есть основания предполагать, что все цитаты, приписываемые "халдеям", восходят к одному сочинению или группе сочинений, написанных по-гречески, где в систематизированном и ясном виде были изложены астрономическое и астрологическое учение халдеев. Это сочинение было написано в начале эллинистической эпохи (между 320 и 170 гг. до н. э.). По-видимому, многие более поздние астрологические сочинения были написаны под влиянием этой основополагающей книги [53]. А.Л. Чижевский (1897 - 1964)также отмечает, что своего пышного расцвета астрономическое знание достигло у халдеев. Они учили, что земные явления лишь отражают движение небесных светил, действие которых на Землю неодинаково. Древние греки и римляне, ознакомившись с халдейской мудростью, с величайшим почетом и удивлением отозвались об астрономических познаниях халдеев. Догмат о «всемирной симпатии» возник как результат мудрости халдейских астрологов, преломленный через призму первоначальной греческой философии и окончательно оформившийся в V и IV вв. до н. э.[54] "…Чем более увеличивается сфера человеческого опыта, чем больше в науке накапливается фактов, свидетельствующих о влиянии среды на личность, на ее развитие и поведение, тем этот принцип астрологии приобретает в наших глазах все большее значение, как наивная и одновременно величайшая догадка древних об основных свойствах нашего мира, основанного на принципах монизма Космоса! " [55]. В Греции астрологическое учение стало распространяться только со времен Александра Македонского. Здесь то и возник догмат о «всемирной симпатии» - основном свойстве мира, связывающем узами все предметы и явления Вселенной. Учение Гераклита (о том, что в человеческой душе живет и действует тот же огонь, который сияет в далеких звездах) и Эмпедокла значительно содействовало научному обоснованию догмата всемирной симпатии. Учение Эмпедокла о четырех стихиях, дополненное Аристотелем, становится одной из важнейших аксиом астрологического знания. Наконец, теория «излияния» Эмпедокла, согласно которой предметы влияют даже на далеких расстояниях один от другого и человек может воспринимать излияния звезд, послужила руководящим принципом астрологии.[56] Из Греции астрология проникает в Рим. "Божественная сила звезд в умах римлян признавалась несомненной(!)… Звезды были для них не только знаками, по которым можно было судить о наступлении благоприятного времени для того или иного дела, но они воздействовали и на интимную жизнь человека, влияя на его душу и тело" [57]. Чижевский указывает на то, что в астрологию верили Вергилий (70 до н. э. - 19 н. э.), Проперций (ок. 50 - ок. 15 до н. э.), Овидий (43 до н. э. - ок. 18 н. э.), охотно излагавшие ее в своих сочинениях; историк Тацит (54 - 130), полагавший, что в астрологии есть зерно истины и что она уже дала явные доказательства своей правдивости в различные времена; Сенека (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.), признававший влияние планет и звезд на жизнь человека; стоик Посидоний (135 - 51 до н. э.), ставший подлинным философом астрологии; Клавдий Птолемей (ок. 90 - ок. 160), посвятивший ей свое второе главное произведение, и другие [58]. Влияние астрологии распространилось и на христианских мыслителей. Так, Ориген (185 - 253), доказывает, что звезды не бывают созидательницами человеческой судьбы, а лишь ее предвестницами…[59] "За средневековый период астрология создает ряд теорий - теорию жилищ, теорию зкзальтаций и депрессий, теорию аспектов, теорию терминов и пр. Основное стремление их - найти регулятивы для оценки влияния всех планет на человека и его дело…" [60]. В продолжение всего средневековья, пишет Чижевский, астрология своею практической стороной поддерживала в обществе интерес к астрономическим наблюдениям. Наибольший расцвет астрологии мы видим в Западной Европе в XIII, XIV и XV столетиях. При дворах европейских государей астрология процветает как самостоятельное научное знание, несмотря на оппозицию многих просвещенных противников, например Савонаролы (1452 - 1498), Пико делла Мирандолы (1463 - 1494) и др. Во многих университетах астрологии отводили почетное место, а в Болонье и Падуе существовали отдельные кафедры астрологии [61]. Увлечение астрологией охватило королей и владетельных князей того времени: Карла V, Рудольфа II, Карла IX, Генриха IV, Фридриха II, Луизу Савойскую, Екатерину Медичи и многих других. Много выдающихся людей в то время распространяли и проповедовали астрологическое учение. Среди них Теофраст Бомпаст, иначе Парацельс, Кардано (1501 - 1576), Нострадамус (1503 - 1566). Последним крупнейшим астрологом того времени считается Жан Батист Морен (1583 - 1656) [62]. История астрологии, как пишет Дейн Радьяр [63], - это история трансформации отношения человека к Природе (как внешне-чувственной, так и внутренне-человеческой). То, что обыкновенно называют астрологией, есть порождение определенной фазы развертывания отношения сознательного Эго человека к природе. Сейчас начинается новая фаза: придание нового смысла поведению людей и событиям их жизни стало более фундаментальным и вместе с тем прагматичным. В астрологии наиболее значительно выражается практическая жизненная философия. Если философия рассуждает о жизни и человеке, то астрология во все века характеризует, прямо или косвенно, глубочайшее качество того, как человек в действительности относится к жизни. Астрология, получившая распространение сейчас, почти полностью основывается на трактате александрийского астролога Клавдия Птолемея - "Тетрабиблосе" [64]. Астрология Птолемея - это продукт восточно-средиземноморской культуры, поэтому понять ее можно лишь в свете интеллектуализма этой культуры, который наложил отпечаток почти на все стороны европейского мышления. Но если мы хотим понять живую сущность астрологии, нужно углубиться в жизненные основы древнего человечества. 1) Анимистическая стадия.Древнейший период становления астрологии можно назвать анимистическим. Анимизм - это вера в одушевлённость природы. Первобытный человек живёт ещё в лоне природы. Вся его жизнь - это опыт одновременно и психологический и физиологический, ибо он вряд ли способен отличить объективное от субъективного. Он настолько един с природой, что остаётся постоянно погружённым в её явления. Леви-Брюль использовал для описания подобного процесса психологического отождествления с предметами термин «мистическая причастность". "Наиболее непосредственным и наиболее ярко выраженным фазисом является собственно фетишизм, преимущественно заключающийся в том, что всем внешним телам приписывается жизнь, существенно аналогичная нашей, но почти всегда более энергичная. <…> Поклонение небесным светилам характеризует наиболее возвышенную ступень этой первой теологической стадии…" [65]. Древние люди, как и современные дикари, всегда рассматривали природу как часть общества, а общество - включённым в природу и зависящим от космических сил. Для них природа и человек не противостоят друг другу, а потому им и не должны соответствовать два различных способа познания. Возникновение мифологии. Природа, как внешняя, так и внутренняя (что неразличимо для первобытного человека), представляет собой хаос существ, которые действуют и взаимодействуют, вызывая трепет ужаса и благоговения. Скоро, однако, у человека зарождается некое ощущение причинности; оказывается, определённые факты всегда следуют один за другим. Теперь он даёт наименования не только вещам, но и отношениям между ними. Причём, единственное отношение, которое он знает по личному опыту, - это отношение кровного родства. Так создаётся мифология, в которой природные силы сочетаются браком и производят потомство; оформляются представления об иерархии этих сил. На анимистической стадии развития человек всё соотносит с собой, со своими страхами и желаниями. Отношения с вещами он проецирует на сами вещи, которые тем самым становятся овеществлёнными образами его впечатлений. То, что пугает, должно быть каким-то страшным существом, то; что доставляет радость, должно быть существом прекрасным. В этом смысле вся жизнь человека психологична, т.к. он живет в мире, населенном проекциями его собственных переживаний, хотя сами эти переживания целиком физиологичны и биологичны. Солнце и Луна. Солнце и Луна известны как носители света. Свет и жизнь нераздельны, ведь темнота и ночь очень часто несут с собой смерть. Солнечный свет разгоняет страх, даёт возможность видеть вещи ясно. Таким образом, Солнце - великий источник жизни; Луна же скрывает тайну. Она растёт и уменьшается, освещая землю своим неверным светом, переменчивым и таинственным. Вместе с тем, скоро обнаруживаются фазы Луны, и по её циклам устанавливается чувствование периодичности и времени. "Духов" лучше всего вызывать при её свете, возбуждающем воображение. Луна становится магической силой, силой всех таинственных ритуалов. Тотемизм. По отношению к Солнцу и Луне, а позже, вероятно, и к самым ярким звёздам человек на анимистической стадии испытывает какую-то неясную тождественность. Он чувствует их как живых существ, стремится ко всё большему единению с ними, стремится преисполниться их сущностью. Это почитание звёзд (или, скорее, отождествление себя со звёздами) соответствует культуре тотемов. Тотемами чаще всего являются животные (медведи, орлы, олени), но ими могут быть и звёзды, и даже облака или горы. Тотемические культуры ещё существуют у так называемых примитивных племён Африки, Америки, Австралии, Океании, и знакомство с ними, видимо, поможет лучше понять значения древней астрологии на анимистической стадии развития. В те времена главным было не движение небесных тел, как позже, а особое жизненное качество, которым обладает каждое из небесных тел. Таким образом, уже на анимистической стадии человек ощущает связь событий с небесными светилами, пронизанность мира единым принципом жизни, что во многом связано с выделением циклов, общих для всего живого. На основании противопоставления Солнца и Луны он приходит к выводу о глобальности действия принципа полярности мужского и женского начал. Многообразие проявлений мира сводится к нескольким основным первоначалам. Уже на этом этапе формируются представления о мистической значимости чисел и магической силе имён; на небе выделяются участки (созвездия), имеющие индивидуальную мифологему; появляются зачатки восприятия мира как иерархической системы. При этом, все указанные особенности мироощущения были характерны для подавляющего большинства ранних культур, о которых имеются достаточные сведения. Иначе говоря, все основные астрологические представления сформировались уже в каменном веке. Таким образом, мы вправе сделать вывод о том, что уже в доклассовом обществе сознание человека было "астрологичным", и представления современной науки о древнейшем происхождении "космического мироощущения" вполне обоснованны. 2) Виталистическая стадия.С точки зрения витализма, жизнь - это всё, ею проникнута каждая сущность, любая субстанция. Это всеобъемлющий океан энергии, в котором всё, что есть, движется и существует. Такое миропонимание возникает, когда человечество до некоторой степени уже преодолело первобытный страх перед природой, когда пройдено то, что Д. Радьяр символически назвал "джунглями", и человек становится скотоводом или земледельцем. "Материальные предметы, наконец, лишаются навязанной им жизни, мистически переносимой на различные вымышленные, обыкновенно невидимые существа, беспрерывное активное вмешательство которых становится отныне прямым источником всех внешних, а затем даже и человеческих явлений" [66]. Иными словами, это первая стадия приручения, "одомашнивания" природы. Она становится «домом», и в этом доме жизнь протекает в величественной смене времён года, фаз Луны, разливов и спадов Нила или иных больших рек, чьи воды обеспечивают плодородие. Анимизм открывает человека как существо, отчаянно пытающееся преодолеть страх путём отождествления с пугающим объектом или с сохраняющими его жизнь огнём и светом, стремящееся умилостивить зло, принося жертвы. В противоположность анимизму, витализм предполагает, что хотя бы небольшая часть природы - как внешней, так и внутренней - завоёвана и используется; что достигнута определённая надёжность, какая-то безопасность. Однако эту прирученную часть природы нужно заботливо беречь, охранять от зла, делать плодородной. И нужно не только охранять, но и производить. Враги ещё есть, но они нападают не столько на самого человека, сколько на его собственность; вопрос собственности приобретает главное значение. Жизнь человека зависит от сохранения собственности и увеличения её плодородия. То же относится и к внутренней сущности человека. Одна часть его существа - «душа» - культивирована, то есть взращена сознательной, рождающей идеи и знания. И сознание следует беречь, охранять от возможного вторжения злых сил "бессознательного" - так сказать, от "внутренних джунглей". Жизнь на этой стадии - это сила, которая может быть и доброй и злой. Зная законы ее циклических приливов и отливов, действуя с ними в гармонии, человек способен создать магические орудия, привлекающие жизненную силу. На этой стадии человеческого развития астрология становится чрезвычайно важной. Она имеет теперь дело прежде всего с периодичностью жизненных процессов. Она находит их в росте и гибели растительности, природных существ и верит, что эти процессы управляются из божественных источников, которые отождествляются с Солнцем, Луной, планетами и до некоторой степени со звездами. Астрология становиться изучением всемирной мистерии периодических динамических преобразований, которая кажется самой сущностью жизни. Виталистическая астрология, как считает Радьяр, появилась, вероятно, в древней Халдее, где первым делом были изучены все небесные явления, связанные со сменой времен года. Движение Солнца и Луны стало основой астрологической системы. Но в их движении видели не столько небесные явления как таковые, сколько динамику изменений в проявлении солнечных и лунных жизненных сил на Земле. Кочевые племена, в основном скотоводческие, отдавали предпочтение лунным циклам, поскольку те больше соответствуют периодике в жизни животных, полу и половому размножению. А земледельческие племена придавали большее значение солнечным циклам, сочетающимся с периодами вегетации. В древней Халдее, как и в древнем Китае, астрология относилась к земле, к обществу и государству; государство, племя, Земля - это микрокосм, а Вселенная - макрокосм. Астрология стала индивидуалистичной только тогда, когда позже, в Александрии, и потом в средние века микрокосмом выступил человек. В виталистический период астрология строилась на чисто биологических представлениях. Дуализм дня и ночи аналогичен дуализму мужского и женского начала, Ян и Инь у китайцев. Солнце - светило дня, Луна - светило ночи. Животное женского пола имеет периоды возбуждения и безразличия, как Луна может быть светлой или темной. В астрологии, таким образом, выясняются причины всех биологических явлений на Земле (а позже и всех социальных). "В халдейскую астрологию верило большинство великих людей истории, например, Цезарь, Плиний, Цицерон, у которых лучшие друзья, Пигидий Фигул и Люций Таррутий, сами были астрологами, причем первый прославился, как пророк. Марк Антоний никогда не пускался в путь без астролога, которого рекомендовала ему Клеопатра. Августу, когда он взошел на трон, начертил гороскоп Теаген. Посредством астрологии и гаданий Тиберий раскрыл претендентов на свой трон…" [67]. Древняя халдейская астрология основана на принципе соответствия, на принципе чисто символическом. Символы интерпретировались как боги, потому что человеческое сознание оставалось все еще на физиологическом и биологическом уровнях, а вместе с тем не было ясного различения между физиологическим и психо-интеллектуальным в человеке, ибо анимизм еще был крепко укоренен. С течением веков на этой виталистической основе возникла более рационально-сложная структура. К циклам Солнца и Луны добавились циклы планет. Возникла идея "Небесного Порядка", которая стала опорой против хаоса стихийной природы. Идея "точных, неизменных числовых отношений" стала символом порядка в обществе. На передний план выдвинулись две основные потребности: календарь и этический закон. 3) Перемены в VI столетии до н. э.Стремительная архетипическая перемена произошла в течение VI столетия до н. э., во времена Гаутамы Будды, Лао-Цзы, Конфуция, Зороастра, Пифагора, позже Платона, когда был намечен пересмотр всех человеческих ценностей, который человечество до сих пор стремится осуществить. Суть перемены состоит в том, что если раньше интерес сосредоточивался почти целиком на физиологическом плане, то теперь он переходит на план психологический. До того все связывалось с человеческим "телом", теперь формируются новые основания для того, чтобы почти все собиралось вокруг человеческой «души», т.е. внутренней природы человека: ума, чувств и их различных действий и функций, сознательных и бессознательных. После VI века до н. э., благодаря самостоятельному развитию мышления и стремлению его к абстракциям, в Халдее мысль начала отделяться от своей конкретной жизненной основы, ценность биологической "практической пользы" отошла на задний план, - и астрология получила наименование "чистого знания", "чистой науки", что превратило ее в астрономию. В Египте трансформация была связана с переходом от церемониальной магии к духовно-этическим принципам. В Китае старое, земледельческое толкование уступило место этико-социальному. Вопрос о древности Зодиака. В античные времена Зодиак обсуждался очень интенсивно. Попытка отнести истоки Зодиака к периоду всего лишь нескольких тысячелетий до христианской эры является колоссальной ошибкой тех, кто стремится определить эту дату. Зодиак должен быть достаточно древним, столь древним, что его знаки и символы должны в точности совпадать с созвездиями. Один автор после многих лет изучения предмета пришел к мнению, что зодиаку около пяти миллионов лет! По всей видимости зодиак является одной из многих вещей, которые мы получили от цивилизаций Атлантиды или Лемурии [68]. Ньютон полагал, что изобретение Зодиака можно проследить в глубь, вплоть до экспедиции Аргонавтов; Дюлор приурочил начало его к 6500 годам до Р. Хр., именно за 2496 лет до сотворения мира по хронологии Библии.[69] "Является ли начало Зодиака арийского происхождения или же египетского, он все же должен быть отнесен к огромной древности, - считает Е.П. Блаватская. - Симплиций в VI веке до н. э. пишет, что он всегда слышал, что египтяне сохраняли астрономические наблюдения и записи на протяжении периода в 630 000 лет" [70]. И даже если принять это число за количество месяцев, то получится период времени, который все же даст продолжительность двух циклов прецессий, т.е. 51 736 лет! Диоген Лаэртский относил астрономические вычисления египтян к 48 863 году до Александра Великого, что подтверждал и Мартин Капелла, сообщая, что египтяне тайно изучали астрономию в продолжение более, нежели 40 000 лет, прежде чем они выдали свое знание миру [71]. В конце Ассирийского периода вавилонские и ассирийские писцы не подразделяли еще зодиак на 12 знаков. Но в это время такое подразделение уже должно было "носиться в воздухе". Вавилоняне делили год на 12 солнечных месяцев равной длины, и они же делили зодиакальный круг на 4 части, соответствующие 4 сезонам по 3 месяца каждый, так что Солнце находилось ровно в течение 3 месяцев в каждой части. Так должны были возникнуть 12 частей зодиакального круга, соответствующие 12 месяцам солнечного года [72]. Деление зодиака на 12 равных частей (знаков), по мнению Ван-дер-Вардена, должно было уже существовать к 475 г. до н. э., поскольку недавно были обнаружены лунные таблицы, вычисленные для этого года. Есть основания предполагать, пишет Ван-дер-Варден, что такое деление было известно и использовалось для астрологических целей даже раньше, в VI в. до н. э., во времена Навуходоносора [73]. Заключение На самом деле заключение писать еще рано, поскольку вся работа задумана в качестве введения к основной теме курсовой, которую я собираюсь раскрыть в дальнейшем. Целью этой работы было указать направление, в котором я намерена вести дальнейшее развитие темы, а также привести некоторые существующие представления об астрологии и ее историческом существовании. Список использованной литературы 1. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Тома 1 и 3. - Москва: "ЭКСМО-Пресс", 2000. 2. Ван-дер-Варден. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. - Москва: "Наука", 1991. 3. Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. - Москва: "Канон+", 1999. 4. Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I - XIV вв./Сост. И общ. Ред. И.Т. Касавина. - Москва: "Республика", 1996. 5. Истоки тайноведения. Заказное справочное издание по оккультизму. - Симферополь: "Таврия", 1994. 6. Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. - СПб: РХГИ, 1998. 7. Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. - Минск: ООО "Вида-Н" - ИП "Лотаць", 2000. 8. Конт О. Дух позитивной философии. - СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. 9. Левин М.Б. Лекции по астрологии. - Москва: ЦАИ, 1993. 10. Птолемей К. Тетрабиблос, Радьяр Д. Астрологическая психология. - Новосибирск: МП "Издательство "Гермес", 1994. 11. Радьяр Д. Планетаризация сознания. - Москва: "REFL-book", Киев: "Ваклер", 1995. 12. Радьяр Д. Двенадцать домов гороскопа. - Москва: ЦАИ, 1995. 13. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет./Сост. И перевод А.В. Михайлова. - Москва: "Гнозис", 1993. 14. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. - Новосибирск: "Наука". Сибирская издательская фирма РАН , 1997. 15. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятьях Солнца. Гелиотараксия. - Москва: "Мысль", 1995. 16. Штайнер Р. Человек и звезды. Астрология в свете антропософии. - Калуга: "Духовное познание", 1994. [1] Истоки тайноведения. С. 270. [2] Там же. С. 274. [3] Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. С. 142-147. [4] Радьяр Д. Астрологическая психология. С. 26-27. [5] Истоки тайноведения. С. 274. .[6] Истоки тайноведения. С. 270. [7] Там же. С. 272. [8] Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. С. 283-292. [9] Истоки тайноведения. С. 277. [10] Истоки тайноведения. С. 278. [11] Левин М.Б. Лекции по астрологии. Часть 1. - Москва: ЦАИ, 1993. [12] Истоки тайноведения. С. 274. [13] Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв., С. 11-12. [14] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 505. [15] Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв., С. 12. [16] Гарен Э. «Магия и астрология в культуре Возрождения».//Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. С. 23. [17] Там же. С. 23-24. [18] Истоки тайноведения. С. 326. [19] Радьяр Д. Астрологическая психология. С.21. [20] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 500. [21] Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. С.176. [22] Г.К. Агриппа фон Неттесхейм. Магические труды.//Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. С.80. [23] Кеплер И. О более достоверных основаниях астрологии. С.220. [24] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 501. [25] Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Том 3. С. 425. ("Summa", Quest. XV, Art. V, об астрологах, и том III, с. 29.)[26] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 500. [27] Там же. С. 500. [28] Радьяр Д. Астрологическая психология. С.13. [29] Куталев Д. История астрологии. [30] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 502. [31] Хайдеггер М. Время картины мира.//Работы и размышления разных лет. С. 139. [32] Радьяр Д. Астрологическая психология. С. 297. [33] См., например, Эрих Фромм "Психоанализ и этика". [34] Радьяр Д. Астрологическая психология. С. 176.[35] Там же. С. 422. [36] Радьяр Д. Планетаризация сознания. Приложение. С. 293. [37] Радьяр Д. Астрологическая психология. С. 27. [38] Штайнер Р. Человек и звезды. С. 50. [39] Радьяр Д. Двенадцать домов гороскопа. С. 7. [40] Радьяр Д. Двенадцать домов гороскопа. С. 9. [41] Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. [42] Там же. С. 141. [43] Там же. С. 182. [44] Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. С. 183. [45] Там же. С. 56. [46] Там же. С. 68. [47] Там же. С. 57. [48] Там же. С. 98-99. [49] Там же. С. 40-41. [50] Там же. С. 312. [51] Там же. С. 314. [52] Там же. С. 314. [53] Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. С. 315. [54] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 496-497. [55] Там же. С. 504. [56] Там же. С. 497. [57] Там же. С. 497-498. [58] Там же. С. 498. [59] Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. С. 499. [60] Там же. С. 501. [61] Там же. С. 500. [62] Там же. С. 501. [63] В качестве основы взят текст Д. Радьяра "Астрология личности" в книге Астрологическая психология. [64] Математический трактат, или Четверокнижие, - четыре книги о влиянии звезд. [65] Конт О. Дух позитивной философии. С. 7-8. [66] Конт О. Дух позитивной философии. С. 8. [67] Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Том 3. С.430. [68] Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. С.181. [69] Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Том 1. С. 841. [70] Там же. С. 838-839. [71] Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Том 1. С. 839. [72] Ван-дер-Варден. Пробуждающаяся наука II. С. 137. [73] Там же. С. 139. Источник: http://vgoroskope.ru/astrology/referat-daria-sizova | |
Просмотров: 1155 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |