Среда, 28.06.2017, 23:37





Услуги
Мы в Facebook
IQA B Facebook
Официальный паблик
НЕФОРМАТ
АстроКлуб
Don't understand?
Категории
Калантарова Елена [14]
Статьи Елены Ювенальевны Калантаровой
Сторонние ресурсы [29]
Статьи со сторонних ресурсов
Поиск



МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОЛОГИИ
МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОЛОГИИ

доклад Калантаровой Е.Ю.

на астрологической конференции "Горизонты астрологии" в Одессе 16 августа 2013 

 

Здравствуйте, уважаемые  коллеги!

Я рада приветствовать  всех присутствующих и хочу пожелать этому собранию плодотворной работы на конференции.

А мне лично сегодня хотелось бы поделиться с вами теми исследованиями, которыми я занималась на протяжении последних 3 лет, и теми мыслями, которые особенно привлекали мое внимание в эти годы – внимание как профессионального астролога.

И речь пойдет о натальной астрологии и методике ее преподавания.

Безусловно, сейчас в астрологии действительно ведется много исследований – это и астрология геоклиматического прогнозирования, и политического прогнозирования, и финансово-экономического прогнозирования. И это актуально и на злобу дня, потому что есть внешний запрос. Но за всеми этими соцзапросами, хочется, чтобы астрологи не упускали из внимания (на мой взгляд) самый базовый раздел астрологии – натальная астрология, потому что как бы мы ни путешествовали по лабиринтам социальных структур, именно «человек является  мерой всех вещей».  

Когда за спиной более 2000 частных консультаций, более 15 лет экспериментов  с методиками ведения изложения ОСНОВ АСТРОЛОГИИ (НАТАЛЬНОЙ АСТРОЛОГИИ) ,  когда чтение натальной карты и техники прогнозирования  идут естественным путем и выглядят как слова пьесы хорошо заученной актером,  поверьте, особо остро становятся  вопросы не столько анализа, сколько синтеза информации, не столько выполнения работы, сколько вопросы осознания того инструмента, которым работаешь, его возможностей, его задач и его значения для человечества в контексте развития современных  областей  человеческих знаний.

Итак, о современных тенденциях в натальной астрологии. На мой взгляд, именно в рамках натальной астрологии уместны вопросы философии астрологии,  систематизации теорий и практических приемов  астрологии, верификация школ и традиций. Хочется поделиться  с вами опытом,  своими мыслями и некоторыми своими выводами.

 

Знаете, чему меня научила астрология? 

Первое. Что каждый человек – это целая вселенная. Что в этой вселенной есть свои особенности: свои потребности,  свои инструменты и свои задачи.  И чтобы приступить к анализу карты и затем к консультированию – необходимо познать законы этой вселенной, ее механизмы. Здесь важно помнить, что весь твой (как астролога) личный жизненный опыт (бытовой, как человека) – не имеет никакого значения: ни твои схемы выхода из кризиса, ни твои рецепты хорошего настроения. Потому что перед тобой иной мир – иная организация и иной склад ума. И твоя задача как астролога – разобраться во всем этом и сформулировать именно ту рекомендацию, которая подойдет данному человеку. Это непростая задача – и ее решение полностью зависит от твоих знаний, твоего опыта как практикующего астролога-консультанта, а главное - от твоего умения абстрагироваться. Твоего профессионального владения инструментом. (САТУРН)

Второе. Когда речь заходит о формировании рекомендации, хочешь ты этого или нет, осознаешь ты это или нет, но приходится ставить перед собой философские вопросы: в чем смысл жизни (например)? и что есть Человек?  Потому что в любой рекомендации фоном идет сверх-задача человека, точнее его  видение этой с-з – например, быть счастливым и успешным или реализовать свою судьбу или выполнить свой долг или свершить свою миссию или духовно эволюционировать и т.д.  Т.е. у вас должна быть сформирована и осознанна картина мироздания натива – точнее модель, концепция, образ мира, в котором человек живет, развивается. Если хотите, мистерия его жизни.  (ЮПИТЕР)

Третье. Сам процесс исследования натальной карты – это не формальное соединение алгоритмов. Это творческий процесс – наверное, именно поэтому астрологию иногда называют искусством. Хотя находящаяся над уровнем эмоций и доведенная  до уровня философии, астрология с таким же успехом может называться и наукой и религией. Но творчество, как определенное состояние  души, приводящее к катарсису, прозрению и просветлению,   вдохновению и радости (СОЛНЦЕ) – возникает  не только на этапе интерпретации натальной карты. Второй прилив интереса возникает непосредственно в момент консультирования – и тогда консультация превращается из сухой рекомендации в общение, в контакт. Потому что мало знать что сказать – вдруг вы понимаете что не менее важно то, как сказать: в какие слова облечь, какой интонацией и в каком состоянии при этом находится самому. Потому что, практикуя длительное время,  поневоле понимаешь, что работа с натальной картой другого человека  - занятие на грани науки и мистики: ты не просто проникаешься проблемами этого человека, но входишь в определенный резонанс и замечаешь как его судьба «звучит» в твоей жизни. Эта тесная взаимосвязь обязывает астролога-консультанта быть мастером высокого класса – работать на всех уровнях (эмоциональном и ментальном) и быть мощным и достаточно чистым человеком.

Исходя из всех этих наблюдений, для меня очень остро стал вопрос преподавания астрологии. Потому что учащимся необходимо дать техники не только анализа, но и синтеза информации, полученной при интерпретации гороскопов. Кроме этого, надо помочь выработать навык чтения астрологических карт, курировать первые шаги в практике и главное – озадачить их в направлении философии, которая лежит в основе любого астрологического исследования.  (Это вам не астрономия!)

И поиски методов обучения меня привели к необходимости  сформулировать определенные тезисы для (1) основ философии астрологии и выстроить (2) методологию  для  отработки практических приемов интерпретации и консультирования.  Т.о. в поле зрения были обозначены две основных группы методик – теоретические и практические, которые дают, соотвественно, общее представление и конкретный опыт.

Итак, методология  преподавания. Что можно сказать в ее теоретической части ?

(1)   ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ АСТРОЛОГИИ

Здесь мне просто хочется познакомить вас с некоторыми  тезисами, которые безусловно не открывают Америки, но которые, на мой взгляд, требуют основательной разработки и систематизации. Настоящая работа у нас с вами только начинается. 

Тезис 1. Астрология  - это индивидуальный подход к человеку.

Но при этом  - другого человека.  Поэтому, чтобы достичь консенсуса в общении двух миров, двух мировоззрений, двух вселенных, стоит быть максимально толерантным и перейти в плоскость обсуждения поведенческих моделей, моделей  мироздания и озадачиться выбором оптимальных из них.

Тезис 2. Астрология – знание древних цивилизаций. 

Астрологи порой начинают рассказывать сказки по поводу возникновения астрологических знаний – это мол-де  первобытные люди наблюдали за звездами и делали зарубки на деревьях о движении небесных объектов. Погружаясь в изучение  древних трактатов, убеждаешься лишь в одном: астрология – это знание таких высоких технологий, которые до сих пор еще до конца не раскрыты человечеством, но к которым мы приближаемся.  И наша с вами задача - восстановить это знание, через изучение работ древних мудрецов и собственное саморазвитие, потому что нам надо избежать их ошибок, в результате которых эти цивилизации были стерты с лица Земли.

И коль скоро мы заговорили об ошибках, есть одно предостережение. Очень явное. Оно касается новой  научной парадигмы (тезис 3).

Мне бы хотелось обратить внимание всех астрологов, а особенно тех, кто излишне идеализирует современную научную мысль, пытаясь достучаться до научных кругов! Без преувеличения, можно сказать, что сейчас решается судьба астрологии  – либо она станет ведущей областью человеческих знаний, ибо обладает универсальными моделями и микрокосма, и макрокосма, либо скатится на уровень научного дуализма,  который постоянно задается вопросом: так влияют ли звезды и планеты на человека? Астрология  в состоянии провозгласить новую (пусть, хорошо забытую старую) научную парадигму – о единстве человека и вселенной.

Интересный факт. В год парада планет в Водолее (5 февраля, 1962, которое происходило на фоне серьезного полного солнечного затмения) вышла легендарная работа историка науки ТОМАСА КУНА  «Структура научных революций»  - именно в этой книге возможно, впервые публично прозвучала идея о необходимости смены научной парадигмы.

Wiki  «Смена парадигм (англ. paradigm shift) — термин, впервые введённый историком науки Томасом Куном в книге «Структура научных революций» (1962) для описания изменения базовых посылок в рамках ведущей теории науки (парадигмы). Впоследствии термин стал широко применяться и в отношении других сфер человеческого опыта.»

Согласно Т.Куну (цитата): «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу.»

Прекрасное определение: Парадигма – как способ постановки задач, основанный на научных достижениях. Так вот до сих пор в научной мысли господствует  подход к человеку как венцу творения, который изучает природу, как некий внешний объект, и подстраивает ее под свои нужды. Иван Мичурин: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача».  И это вполне логично, если предполагать,  что мир расколот на две части:  по одну сторону стоит человечество – по другую сторону природа. Но астрология готова перебросить мост через эту пропасть. Астрология утверждает что «то, что вверху, то и внизу». И психология вторит ей: что внутри нас – то и вовне. А про народную мудрость уже и говорить не приходится: как аукнется – так и откликнется; поступай с другими так- как хочешь, чтобы поступали с тобой.  Но все это возможно лишь только в том случае, когда принимаешь предположение, что человек и природа  -  взаимопроникновенны, потому что составляют единое целое. Человек и вселенная – единое целое! И тогда, исходя из этого единства, следуют очень интересные выводы, как например: ответ на вопрос «влияют ли на нас планеты» получится следующим - да, но и человек влияет на планеты, и все это происходит в некоем едином самопознающем пространстве.  

Кем творится это пространство? Эта  вселенная? Всеми нами вмести и каждым в отдельности. Творится нашим сознанием. Когда много и часто работаешь с людьми, то можешь наблюдать общечеловеческие тенденции: все, что написано в нат-карте человека, то и воспроизводится в его судьбе, через характер, через привязанности, через определенные предпочтения.  Можно сказать, что нат-карта – это некая матрица, по которой «собирается» человек, как некая пространственно-временная единица. И эта пространственно-временная единица чем-то напоминает бутылку с джином внутри – есть сферический сосуд, в котором и через который проявляется свет сознания.

Конечно, вся используемая мною сейчас терминология требует более точной формализации и систематизации. И это  - поле для исследования. Но  астрологическая модель сознания человека, чем собственно и является его гороскоп рождения,  таит в себе огромный потенциал новых открытий и новых знаний о природе бытия.  Поэтому призываю вас серьезно подумать над тезисом 4: астрология – это наука о природе сознания. И возможно, тогда астрология сыграет ключевую роль в установлении квантовой природы сознания и формулировании теории самопознающей Вселенной.

 Многое уже сделано в этом направлении. Восток вообще и не отходил от этих постулатов  - могу вас направить к интереснейшим работам ТАЙНАЯ КОСМОЛОГИЯ ДЗОГЧЕН, КАЛАЧАКРА-ТАНТРА.  

Лама Сонам Дордже, Лонгчен Рабджам. Тайная космология Дзогчен: Тайные учения Дзогчен о происхождении Вселенной / Изд-во Ганга, 2011

Гленн Муллин. Практика Калачакры / Беловодье, 2002

Госвами Амит. Самосознающая вселенная. Как сознание создает материальный мир / Пер. с англ. А.Киселева, М.: Открытый мир, Ганга, 2008

Да и запад, несмотря на весь его прагматизм, также развивает подобные идеи. Примером могут служить теории холизма и солипсизма.

Холи́зм (от др.-греч. ὅλος — целый, цельный) — в широком смысле — позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого.

Холизм существовал в Европе с древности. Он утверждал, что целое больше, чем простая коллекция частей – целое рождает некие новые свойства (как например,  газ водород соединяясь с газом кислородом образует жидкость воду – иное новое качество).

Холизм господствовал в европейской философской мысли с древности до XVII столетия. Пример холистического утверждения из трудов Гиппократа: «человек есть универсальная и единая часть от окружающего мира», т.е. «микрокосм в макрокосме». Представитель классического немецкого идеализма Г.В.Ф.Гегель говорил: «только целое имеет смысл».

Однако с развитием в XVII-XIX веках науки и распространением в философии и естествознании механистических идей возобладал взгляд на любую систему как на производное частей, и окрепло убеждение, что свойства любого объекта могут быть выведены из анализа его составляющих элементов. Соответственно, холистический принцип стал восприниматься как не имеющая практической ценности философская концепция и оказался оттеснённым на периферию общественного сознания.

Но с развитием в 17-19 в.в. естествознания, в философии окрепли механистические идеи в подходах к человеку, в том числе.  Т.о. ученые утвердились во мнении, что анализируя части, можно получить представление о целом.  Интерес к идеям холизма снова возрос в XX веке в связи с кризисом классической картины мира и появлением идей квантовой теории поля. Собственно, в это время термин вышел на авансцену— в «философии целостности» Я. Смэтса.

В узком смысле под холизмом понимают «философию целостности», разработанную южноафриканским (ЮАР) философом Яном Христианом Смэтсом, который ввёл в философскую речь термин «холизм» в 1926 году, опираясь на слова из «Метафизики» Аристотеля «целое больше, чем сумма его частей».

Солипси́зм (от лат. solus — «единственный» и лат. ipse — «сам») — радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Иногда этот термин употребляется в этическом смысле как крайний эгоцентризм.

Логическим основанием солипсизма служит суждение, согласно которому единственная реальность, существующая достоверно, — это собственное сознание (которое доступно человеку непосредственно и звучит как ЯЕСТЬ) и ощущения (которые также воспринимаются непосредственно).

Вопрос адекватности отображения окружающего мира в нашем сознании всегда упирается в вопрос о достоверности восприятия; если ощущения достоверны, то мир таков, каким мы его видим, но достоверность ощущений мы не можем доказать бесспорно, ибо кроме ощущений и сознания нам ничего не доступно непосредственно. В таком случае можно предположить, что ощущения искажены либо порождены нашим же сознанием, а окружающий мир совершенно не таков, каким мы его видим, либо даже вовсе не существует.

Но и холизм и солипсизм имеет свои «за» и «против», и тем не менее, появление этих идей в философских кругах иллюстрирует неугасимую тягу человека и запада и востока -  к Истине, к Целостности и Осознанности.

Я. Смэтс  изложил свою философию в книге Холизм и эволюция (Holism and Evolution, 1926)

Макс Штирнер и его монументарный труд "Единственный и его собственность" (конец 19 века)

Штирнер М. Единственный и его собственность / Пер. с нем. Б. В. Гиммельфарба, М. Л. Гохшиллера. — СПб.: Азбука, 2001.

Астрология со своим антропоцентризмом, в этом контексте может дать возможность не только объединить все теории под одним небом , в прямом и переносном смысле этого слова,  но и выстроить определенную методологию работы с самим собой с целью эволюции сознания. Вселенского сознания, если хотите. И такая идея, задача, спускаясь в мир и транслируясь в каждой астрологической консультации действительно отражает и величие человеческого духа, и значимость его миссии на планете Земля.

После таких пафосных слов – перейду к более приземленным задачам,  чтобы у вас не сложилось впечатление, что это все утопические теории и безнадежные идеи. Для этого я расскажу немного о практических приемах, благодаря которым становится возможным дать человеку на своем собственном опыте пережить встречу со своей вселенной, прочувствовать как работает эта натальная матрица индивидуального сознания.

Пришло время сказать пару слов о тренингах – как о методологии в ее практической части.

(2)   ПРАКТИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ ПО АСТРОПСИХОЛОГИИ 

Тренинги – активная форма обучения. Такая смесь астрологии и психологии. Это безусловно – не открытие. Но есть некоторые интересные наработки, которые позволяют сформулировать последовательное  руководство по организации астропсихологического тренинга. Исследования закончены и книга эта уже готовится к изданию.

Но сейчас я хочу обратить ваше внимание не столько на материал, сколько на задачу, которую этот тренинг ставит перед собой в курсе подготовки профессиональных астрологов-консультантов. И это очень важно – это ключ.

1.      Участники могут получить опыт переживания по обнаружению астрологических факторов, описанных в их натальном гороскопе, на своем личном опыте – выполняются определенные упражнение на планеты , аспекты и конфигурации, на работу космограммы в целом. С последующим процесс-анализом и сравнительным анализом.

2.      Участники учатся контактировать, слушать, принимать, грамотно вести диалог. Идет тренировка внимания с целью развития  видение  в простой речи клиента астрологических аналогий. Это необходимо, чтобы астролог  умел локализовать задачу-проблему в гороскопе, озвученную клиентом, определить ее стадию , обозначить перспективу (т.е. составить прогноз) и сформулировать рекомендацию (т.е. найти оптимальные методы ее решения) – используя его натальную карту.

3.      Участники получают возможность в безопасном пространстве  нач`ать пользоваться астрологическим инструментарием и озвучивать свои астрологические экспромты, с целью укрепления в знаниях и обретения навыка владения астрологическим языком.

Подводя итоги всему вышесказанному, просто хочу  обратить внимание практикующих астрологов на научный, моральный и, не побоюсь этого слова,  духовный  аспект астрологии – будьте корректны в своих исследованиях, в своих консультациях, будьте предельно осознанны в том, что делаете и любите людей. Это убережет нас всех от многих фатальных ошибок.

 

p.s.

Вопросы есть?

Если нет – хочу вас поблагодарить за общение и предложить вашему вниманию  свой отчет о проделанной работе:  это первая книга – АСТРОЛОГИЯ НЕДВОЙСТВЕННОСТИ (она  подготовлена по  материалам проведенного мною астрологического мини-курса в Индии на фестивале духовных практик  Кумбха-Мела,  в Аллахабаде, январь 2013) и в ней собраны мои наблюдения и размышления по теории астрологии и 2 книга, которая только готовится к печати – АСТРОПСИХОЛОГИЯ (рекомендации по проведению тренингов на стыке астрологии и психологии).

 

 

 

 

Категория: Калантарова Елена | Добавил: альбирео (19.08.2013)
Просмотров: 791 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
А где можно купить книгу?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]